Тренды и вызовы бизнес-авиации в РФ

Политическая и экономическая турбулентность, наступившая в 2014 году, не могла не отразиться и на рынке деловой авиации, оперирующей на постсоветском пространстве. Вместе с глобальными трендами в мире деловой авиации, которые отмечали эксперты, игрокам, работающим на рынке РФ, странах СНГ и Балтии, пришлось учитывать и сугубо «адресные» вызовы. Взаимодействие внутренних и внешних факторов во многом сформировало нынешнюю ситуацию, в которой можно выделить целый ряд значимых тенденций.   

Один из самых очевидных трендов после 2014 года необходимо признать снижение общего благосостояния клиентского рынка. В итоге, свободный бизнес реже работает с бизнес-авиацией, и соответственно увеличивается доля клиентов, связанных с госкорпорациями и госсектором. 

Помимо изменений в структуре клиентов, изменяется и структура ресурсов бизнес-авиации. Для авиакомпаний, которые работают на рынке РФ и СНГ, становится выгоднее владеть самолетами под российским флагом. Привлекательность российской регистрации заключается в предоставляемых преимуществах, таких как доступ в немеждународные аэропорты на территории России, упрощение оформления различных разрешений, снижение бюрократических барьеров при организации перелетов из РФ в Азию, страны СНГ.

Сжатие рынка безусловно повысило градус конкурентной борьбы. Одним из самых простых, но «невыгодных мер» стал демпинг брокерских услуг. Увлечение рядом игроков данным инструментом имеет и негативные последствия системного характера, приводя к снижению качества услуг, ухудшению восприятия бизнес-авиации как продукта среди клиентов.

Одной из последних тенденций в конкурентной борьбе, в частности в коммуникации с клиентом стали digital-инструменты. Многие компании создают свои приложения, помощь которых позволяет коммуницировать с клиентом напрямую через электронные платформы-агрегаторы. Часто для таких платформ-агрегаторов создаются приложения). Они позиционируют перелет бизнес-джетом как доступный вид услуг, предлагают стандартизированный набор услуг по конкурентной цене; все это направленно на снижение удельных издержек на один перелет.
Предлагаемые механизмы обязывают клиента либо платить ежемесячные или ежегодные членские взносы, либо заказывать определенное количество перелетов в период (месяц, год). Клиенту, использующему данные сервисы, предоставляются таким образом выгодные цены на аренду пассажироместа в бизнес-джете на ряд направлений; выгодные цены на аренду частного самолета по популярным направлениям.
Игроки рынка бизнес-авиации стремятся увеличить свою прибыль не только за счет ценовой политики, но и за счет увеличения количества продуктов, которые предлагаются клиенту. К примеру, групповые перелеты предлагаются как отдельный продукт —  jet-sharing или покупка пассажироместа в частном самолете. Разумеется, в данном продукте в отличие от классического чартера бизнес-джетом, предоставляемого индивидуальному или корпоративному клиенту, присутствуют определенные ограничения для клиентов, требующие от них соблюдения условий перелета нескольких пассажиров.

Читайте также  Попытки номер раз

Устойчивой тенденцией за последнее время можно признать интенсификацию внутренних перелетов в России и других странах постсоветского пространства. Давление путем санкций, заявленная в ответ политика импортозамещения в немалой степени стимулировали развитие экономики регионов. Открытие и реструктуризация промышленных предприятий, девелоперские проекты и развитие туризма дали импульс к развитию бизнес-авиации в регионах РФ. Одним из ярких примеров можно назвать активное развитие кластера Сочи – за счет Сочинского инвестиционного форума, проводимых там фестивалей, Формулы-1 и других активностей. Аналогичная картина наблюдается и в отношении Восточного экономического форума, проводимого во Владивостоке. Рост количества рейсов бизнес-авиации на данный форум можно назвать маркером усиления интересов отечественного бизнеса в отношении всего Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Вообще, между крупными экономическими событиями – форумами, саммитами, выставками – и активностью деловой авиации в России существует прямая корреляция, хотя безусловно здесь важнейшую роль играет личностный фактор в лице Президента. Везде, куда регулярно летает первое лицо государства, туда также регулярно летает крупный и средний бизнес. Поэтому, например, Красноярский экономический форум не вызывает такого внимания со стороны деловых кругов, как международная промышленная выставка в Екатеринбурге INNOPROM, которую регулярно открывает В.В. Путин. В этом отношении четким показателем для деловой авиации является Петербургский Международный Экономический Форум. После спада в 2014 и 2015 гг., за последние два года можно констатировать постепенное увеличение количества рейсов, совершенных самолетами бизнес-авиации. Картина во многом схожая с саммитом в Давосе, где также наблюдался спад, сменившийся постепенным восстановлением и ростом числа чартеров. То есть это общеевропейский, даже глобальный тренд, которому Россия следует с 1-2х-годичным опозданием.

Страны СНГ с активной экономической жизнью во много повторяют российские реалии. Баку, претендующий на активное деловое участие в бизнес-процессах, которые связывают Россию, Ближний Восток, Европу и Центральную Азию, демонстрирует большой потенциал как региональный центр деловой авиации: в столице Азербайджана проходят переговоры представителей нефтяного бизнеса, а также проводятся развлекательные мероприятия – Формула-1 и др.

Читайте также  Рейсы "Армавиа" снова выполняются по расписанию

Политическая ситуация также повлияла и на развитие туризма в РФ и СНГ. Для бизнес-авиации стали актуальными такие направления как уже упоминавшийся Сочи, а также Алтай, Байкал, Краснодар, Крым. Чаще стали заказывать перелеты с туристическим целями в страны СНГ (Грузия, Армения, Кыргызстан). По опыту Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 и Кубка Конфедераций в 2017 гг. следует ожидать бума в перевозках бизнес-авиации в связи Чемпионатом мира по футболу в следующем году. Остаётся надеяться, что узкие инфраструктурные и организационные места, важные для отрасли деловой авиации, организаторы успеют «расшить» к открытию Чемпионата.

Резюмируя, можно отметить наличие следующих четко наблюдаемых трендов, определяющих рынок деловой авиации на данном этапе:

  • Увеличение доли клиентов из госкорпораций как реакция на снижение благосостояния в целом;
  • Повышение привлекательности российской регистрации частных воздушных судов;
  • Использование в усиливающейся конкуренции как традиционных инструментов (демпинг), так и новых продуктов (глобальные электронные платформы-агрегаторы для бизнес-авиации);
  • Увеличение доли рейсов деловой авиации внутри РФ и со странами СНГ как следствие развития экономики регионов
  • Значимые события в сфере политики, экономики, спорта и культуры (ПМЭФ, ЧМ – 2018 и др.) как драйвер роста деловой авиации на постсоветском пространстве.

Андрей Калинин, управляющий партнер Клуба «Бизнес Авиация»

Добавить комментарий