Airplane in Armenia

Запуск состоялся

В конце декабря 2003 г. в Самаре состоялась церемония выкатки первого построенного российским предприятием ОАО "Авиакор — Авиационный завод" регионального турбовинтового самолета Ан-140, названная, впрочем, организаторами довольно странным образом: передача самолета заказчику — авиакомпании "Самара". Странность заключается в том, что воспользоваться своим новым приобретением российский авиаперевозчик сможет лишь в конце февраля — начале марта этого года после завершения на самолете цикла наземных отработок систем и заводских летных испытаний. Но важности произошедшего для развития отечественного авиапрома это не умаляет.

Событие может стать знаковым как для самого самарского завода, который в последние годы занимался (и продолжает заниматься) единичным выпуском самолетов Ту-154М и осуществлял капитальный ремонт машин этого класса, так и для украинско-российского совместного предприятия "Международный авиационный проект — 140" (МАП-140).

Решение об учреждении предприятия, призванного организовать производство, сбыт и поддержку самолетов Ан-140 на территории России, было принято руководителями ОАО "Авиакор — Авиационный завод" и Харьковского государственного авиационного промышленного предприятия (ХГАПП) на авиасалоне МАКС-2003 в августе прошлого года. Инвесторами проекта с российской стороны выступили Национальный резервный банк и лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко", а с украинской — лизинговая компания "Укртранслизинг". Компания была официально зарегистрирована в сентябре, и за короткое время участники проекта провели огромную работу не только по решению организационных вопросов, обусловленных сложностью промышленной кооперации двух независимых государств.

СП создано на паритетных условиях и обладает эксклюзивными правами на продвижение Ан-140 на территории России. Участники провозгласили, что будут проводить единую ценовую политику: отпускная стоимость машин для российских и украинских заказчиков будет одинаковой. В настоящее время она установлена в размере 8,5 млн долл., но партнеры надеются, что по мере увеличения объемов выпуска самолетов их стоимость может снизиться.

Читайте также  Авиакомпания "Армавиа" полетит в Милан

Первая из собранных на "Авиакоре" машин создана в основном благодаря усилиям украинского партнера. На самарском заводе еще пять лет назад началось производство первых двух Ан-140, но из-за недостатка финансирования работы со временем практически полностью остановились.

По словам Сергея Кузнецова, руководителя программы Ан-140 на "Авикоре", завод располагает всей необходимой оснасткой для производства машин. Согласно заложенной еще при запуске программы схеме кооперации, крыло, шасси, элементы интерьера и оборудование пассажирского салона для самолета изготавливаются и поставляются украинскими партнерами; от них же поступают и украинские комплектующие, в первую очередь турбовинтовые двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1. Фюзеляж первой машины полностью изготовлен на "Авиакоре", там же осуществлялась окончательная сборка.

Сергей Арасланов, руководитель департамента ХГАПП по связям с общественностью, сообщил, что в сборке машины были задействованы откомандированные ХГАПП специалисты, которые по ходу работы передавали опыт производства Ан-140 своим российским коллегам. Объем поставленных из Украины узлов и комплектующих определялся сжатыми сроками производства и финансовыми возможностями участников совместного проекта.

В какой пропорции будут делиться поставки из Украины и собственные работы "Авиакора" в серийном производстве машин, будет определено позже. Очевидно, что российское предприятие в состоянии выполнять практически все производственные операции своими силами, но на их освоение требуются средства и время.

Партнеры поставили цель выпустить в Самаре в 2004 г. четыре машины Ан-140, а в 2005 г. — восемь. Следующее воздушное судно планируется построить в июне 2004 г.; оно также будет эксплуатироваться в авиакомпании "Самара".

Но реальные темпы производства будут определяться не технологическими возможностями предприятий, а в первую очередь — финансовыми. До сих пор основной движущей силой проекта Ан-140 была лизинговая компания "Укртранслизинг", обеспечившая производство и сдавшая первые машины в лизинг для коммерческой эксплуатации в авиакомпании "Одесские авиалинии" и "Аэромост-Харьков". В настоящее время украинскими авиакомпаниями эксплуатируются 5 самолетов Ан-140 производства ХГАПП, первый из которых поднялся в воздух в 1999 г. (см. АТО # 28, стр. 46). В середине ноября прошлого года сообщалось о том, что на всех машинах этого типа перевезено уже 50 тыс. пасс., что немало, учитывая скромную вместимость Ан-140 — 52 чел.

Читайте также  ВТОРАЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ АВИАКОМПАНИЯ АРМЕНИИ «ТАРОН-АВИА» ЗАЯВИЛА О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Но в последнее время в Украине происходят как изменения в кадровом составе руководства авиационной промышленности, так и флуктуации курса, проводимого Минтрансом. Все это вместе взятое вносит обстановку неопределенности, негативно сказываясь на работе контролируемой государством лизинговой компании.

В свою очередь, российские лизинговые структуры пока тоже не готовы взять на себя реализацию этой программы. Их финансовые возможности достаточно ограничены, и две лидирующие компании с участием капитала государства — ИФК и ФЛК — заняты реализацией лизинговых схем в обеспечении государственных программ развития гражданского авиастроения, где для Ан-140 места не нашлось.

Между тем зарубежные конкуренты в классе региональных турбовинтовых самолетов не теряют времени даром. Серьезную конкуренцию Ан-140 на пространстве России и стран СНГ могут составить самолеты фирм ATR и Bombardier. Первый из ATR 42-320 уже поставлен в армянскую авиакомпанию "Армавиа", контролируемую российской "Сибирью", и одним самолетом дело явно не ограничится. ATR участвует также в тендере на поставку пяти самолетов, проводимом авиакомпанией UTair.

Добавить комментарий