Региональная дуополия

B сегменте региональных самолетов Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) продвигает сразу две программы. Первая из них, самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), разрабатывается при сильной государственной поддержке и является приоритетной для всего российского авиапрома, в то время как другая — Ан-148 — реализуется, скорее, за счет настойчивости и энтузиазма разработчика этого самолета, украинского концерна "Антонов", и российской лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК).
Для программы SSJ 100 нынешний год должен стать решающим, поскольку программа подходит к завершению сертификации и началу поставок самолетов заказчикам.
Компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), разработчик SSJ 100, выпустила шесть опытных машин, две из которых используются для статических и ресурсных испытаний, а четыре предназначены для летной программы. На сегодняшний день три опытных самолета, принимающих участие в программе сертификационных летных испытаний, выполнили более 972 полетов (налетав в общей сложности 2322 летных часа), из них 716 полетов — сертификационные.
Этой осенью были завершены сертификационные испытания конструкции самолета на статическую прочность — в Жуковском; испытания по шумам на местности, а также испытания в условиях электромагнитных полей высокой интенсивности (HIRF) — в Италии; испытания на эксплуатацию при боковых ветрах — в Исландии. В ноябре при участии российских и канадских сертификационных властей на самолете Sukhoi Superjet 100 SN 95005 прошли испытания системы управления полетом (FMS) CMA-9000. По словам первого вице-президента ГСС Игоря Виноградова, самолет выполнил более 90% сертификационной программы. "Мы уже преодолели самые сложные этапы сертификационных испытаний", — заявил он. Завершенный объем сертификационной программы включает испытания, подтверждающие весь диапазон эксплуатационных возможностей.
По информации ГСС, в настоящее время на самолетах SSJ 100 завершаются испытания по оценке светотехнического, радиотехнического, радиосвязного и пилотажно-навигационного оборудования, оценке минимума взлета и посадки по точным и неточным средствам, испытания на электромагнитную совместимость (ЭМС), по оценке системы нейтрального газа, оценке эффективности дренажей, отказобезопасности. Разработчики планируют сертифицировать SSJ 100 для второй категории посадки CAT II, соответствующие испытания самолет прошел в октябре. Тем не менее в ГСС обещают, что после получения сертификата типа самолет SSJ 100 завершит испытания на категорию посадки CAT IIIA, а также выполнение полетов в условиях точной зональной навигации (P-RNAV).
В ожидании сертификата типа, который планируется получить в декабре этого года, ГСС уже приступила к выпуску серийных самолетов. Первый из них, SN95007, предназначенный для авиакомпании "Армавиа", поднялся в воздух 4 ноября. После нескольких испытательных полетов в Комсомольске-на-Амуре, 11 ноября этот самолет прилетел в Жуковский, где в декабре, в соответствии с авиационными правилами, началась проверка его эксплуатационных характеристик на типовых маршрутах.
По информации ГСС, в рамках этих сертификационных контрольных испытаний первый серийный SSJ 100 выполнит полеты из подмосковного Раменского в аэропорты, куда летает один из его стартовых заказчиков — "Аэрофлот": в Челябинск, Екатеринбург, Уфу, Краснодар, Оренбург. Обслуживание самолета в этих аэропортах планируется организовать в полном соответствии с серийной эксплуатационной документацией. Как объяснили АТО в ГСС, данные испытания направлены на подтверждение надежности функционирования бортовых систем Sukhoi Superjet 100 в условиях реальной эксплуатации и возможности его обслуживания аэропортовыми средствами.
Первые самолеты должны быть переданы авиакомпаниям "Аэрофлот" и "Армавиа". По состоянию на начало декабря представители ГСС заявляли, что поставки начнутся сразу же после получения самолетом российского сертификата типа, однако в истории программы SSJ 100 уже есть примеры неоднократных задержек.
По данным ГСС, сейчас у компании имеются заказы на 152 SSJ 100. Из российских авиаперевозчиков помимо "Аэрофлота", который заказал 30 самолетов, разместить заказ на SSJ 100 планирует авиакомпания "ЮТэйр". Эта сделка будет реализовываться через компанию "Авиализинг", которая уже подписала контракт на приобретение 24 самолетов. Среди иностранных авиакомпаний заказчиками SSJ 100 являются армянская "Армавиа" (две машины) и индонезийский перевозчик Kartika Airlines (30 самолетов). Есть еще несколько заказов от лизинговых компаний: бермудская Pearl Aircraft Corporation подписала соглашение о приобретении 30 самолетов, Финансовая Лизинговая Компания (ФЛК, ныне фактический банкрот) — 10 и американская Willis Lease Finance Corporation — 6. Кроме того, у российско-итальянского СП SuperJet International, которое занимается продажами самолета на западных рынках, есть 20 заказов от неназванных клиентов.
В новой стратегии ОАК важное место будет занимать удлиненная версия самолета — SSJ 130, или Next Generation. Предполагается, что на этой модификации будет использоваться новый двигатель и композитное крыло. Ожидается, что на разработку новой версии Sukhoi Superjet и двигателей для него из государственного бюджета может быть выделено до 20 млрд руб. Однако в самой ГСС о будущих планах говорят пока с осторожностью. Разработчики проводят инженерные проработки и анализ рынка с целью определения пути развития семейства Sukhoi Superjet, но официального объявления новых программ пока не было. Как объяснил АТО представитель компании, главной задачей на ближайшее время является подтверждение заявленных конкурентных преимуществ SSJ 100 в условиях реальной эксплуатации и развертывание эффективной сети послепродажной поддержки заказчиков этой машины.
Программа другого регионального самолета — Ан-148 — находится уже на этапе ввода в эксплуатацию. В Воронеже собрано шесть Ан-148-100В, однако в отличие от SSJ 100 все они серийные и уже поставлены стартовому заказчику — ГТК "Россия". Перевозчик использует эти самолеты как на внутрироссийских маршрутах, так и для полетов в ближнее зарубежье и европейские страны. Первые результаты эксплуатации этого типа показывают, что среднемесячный налет на одно ВС с января по август этого года возрос с 50 до более чем 200 ч, а показатель занятости кресел превысил 80%. Для анализа эксплуатации, выявления и решения проблемных вопросов ежемесячно проводятся летно-технические конференции с участием представителей эксплуатанта, разработчика и производителя самолетов.
Представитель ИФК рассказал АТО, что у ГТК "Россия" есть опцион еще на девять Ан-148, который лизинговая компания надеется перевести в твердый контракт. В этом случае перевозчик получит в следующем году еще три ВС данного типа. Всего в 2011 г. ИФК планирует поставить российским и зарубежным заказчикам не менее 5 Ан-148. Общий портфель заказов на Ан-148 составляет более 60 самолетов, сказал представитель ИФК. Еще несколько контрактов было заключено напрямую с ОАК: 10 машин для авиакомпании "Полет", два самолета в медицинско-эвакуационном варианте для МЧС и два ВС в VIP-компоновке для Мьянмы.
Дальнейшее развитие программы Ан-148 идет по пути расширения модификаций самолета. В отличие от ГТК "Россия", "Полет" и МЧС заказали самолет в модификации Ан-148-100Е, которая отличается увеличенной на 900 км практической дальностью полета.
Кроме того, в этом году "Антонов" начал испытания удлиненной версии, получившей обозначение Ан-158 (ранее известной как Ан-148-200). В одноклассной компоновке эта модификация сможет вмещать до 97 пасс., в двухклассной — до 89. По словам председателя правления концерна "Антонов" Дмитрия Кивы, сертифицировать этот самолет планируется уже в I квартале 2011 г. Как ранее заявлял генеральный директор ИФК Александр Рубцов, поставки Ан-158 заказчикам могут начаться в конце следующего года. Летом ИФК даже заказала у "Антонова" 10 машин этого типа, с опционом еще на 10, для авиакомпании "Москва" (бывший "Атлант-Союз"), однако пока судьба этого контракта не ясна, как и судьба самого перевозчика.
Третье направление — создание деловой версии, получившей обозначение Ан-168. На самом деле, первый вариант такой машины получит МЧС — заказанные им машины должны иметь VIP-салон неизменяемой компоновки.
Кроме хороших коммерческих перспектив, программа Ан-148 имеет и политическое значение, поскольку является основой для объединения российского и украинского авиапрома. Первым шагом к этому стало создание в октябре совместного предприятия между ОАК и концерном "Антонов", которое займется продвижением и послепродажным обслуживанием самолетов марки "Ан". Успех программы Ан-148 может открыть дорогу к включению в модельный ряда ОАК и других самолетов украинской разработки.

Читайте также  Армении необходим новый резервный аэропорт.

Добавить комментарий