Полеты в пролете
До традиционной авиавыставки в Жуковском МАКС-2009 еще больше недели (открытие запланировано на 18 августа), но организаторы и участники уже приступили к активной раскрутке выставки. «Особенностью МАКС-2009 является то, что он проходит в кризисный год. Несмотря на это, можно заявить, что ни количество участников авиасалона, ни степень их вовлеченности не уменьшились. Заявки на участие подали 711 компаний из 34 стран», – заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Ну и, конечно, ждут премьера Владимира Путина, который, по идее, должен будет открыть МАКС.
Бутылок меньше, пробок больше
На территории проведения МАКС-2009 организуют централизованную систему питания, будут работать три ресторана, в том числе продающих алкоголь. «Массовой продажи алкогольных напитков для посетителей…
«Но, судя по той информации, которая есть, нынешний МАКС, конечно, будет не такой жирный, как предыдущие выставки, – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦСТ) Руслан Пухов. – В кризисе все – производители, поставщики, авиакомпании». Например, компания «Дасо», традиционно представлявшая на МАКСе свой бизнес-джет Falcon, на эту выставку в Жуковском этот самолет не привезет». Серьезно сократит свою программу и бразильский Embraer. «Спад спроса на перевозки произошел во всех сегментах авиации, просел и рынок бизнес-джетов», – говорит Пухов. Зато «Дасо» привезет на выставку свой истребитель Rafal (прямой конкурент МиГ-35). «Ну, это, скорее, имиджевый шаг, от наших ВВС на Rafal точно заказов не будет. Истребитель прилетит в контексте поговорки «мир, дружба, жвачка», – говорит Пухов.
Как признаются сами устроители, гвоздем программы будет экспозиция Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). «Это будет один большой гвоздь в сердце российского авиапрома», – шутит один из участников МАКСа, пожелавший остаться неизвестным. ОАК представит новые истребители Су-35 (промежуточный вариант между нынешними тяжелыми истребителями и истребителем пятого поколения, который появится не раньше 2015 года – «Газета.Ru») и Миг-35, на масштабные заказы которых в будущем рассчитывает оборонка. Оба самолета поднимутся в небо.
Гражданскими новинками станут среднемагистральные самолеты SSJ-100 и Ан-148 воронежской сборки (самолет уже давно выпускается на Украине).
Впрочем, тот же SSJ-100 на прошедшей авиавыставке в Ле-Бурже не особо жаловали. На этот самолет было только три заказа. Венгерская Malev заключила всего лишь соглашение о намерениях на 30 самолетов, но у нее нет денег, чтобы заплатить. При этом стоит учесть тот факт, что авиакомпания на 49% принадлежит Внешэкономбанку, который к тому же имеет пятипроцентную долю в ОАК. Итальянская ItAli заказала 10 самолетов по понятным причинам: в проекте участвует итальянская Alenia. Третий иностранный заказчик авиакомпания из Армении – Armenia.
В целом иностранные эксперты отмечали: Superjet-100 ничего нового не предлагает. По крайней мере, ничего такого, что превосходит конкурирующие продукты канадской фирмы Bombardier и бразильской Embraer (ERJ). «В SSJ-100 действительно ничего супернового нет, но есть улучшения, – оправдывает новинку от российского авиапрома Олег Пантелеев. – Но никто и не обещал, что это будет Dreamliner (новинка Boeing, собранная из композитных материалов – «Газета.Ru»). Это будет крепкий конкурент нынешним зарубежным среднемагистральным самолетам».
Впрочем, зарубежные эксперты все равно уверены: рассчитывать SSJ-100 может разве что на внутренние заказы. Базовым заказчиком с самого начала стал «Аэрофлот». Первый SSJ, если не будет серьезных задержек, авиакомпания получит в декабре. До сих пор решался вопрос с финансированием контракта.
Планиурется, что как раз на МАКСе будет подписано соглашение, по которому ВЭБ профинансирует покупку «Аэрофлота» на $250 млн.
В 2007 году на МАКСе заключили контрактов на сумму $1,5 млрд – почти втрое меньше, чем на предыдущем МАКС-2005. К тому же тогда лишь две трети контрактов были «твердыми». «В этом году дай бог, чтобы было столько же», – говорит источник «Газеты.Ru» в авиапроме. Вообще про контракты в компаниях, участвующих в МАКСе, пока стараются не говорить. «Стараемся заранее не анонсировать, просто не хочется сглазить», – объясняет Андрей Липовецкий из ИФК. «С контрактами пока больше тумана, – подтверждает Олег Пантелеев из «Авиапорта». –
Скорее всего, наши ВВС закажут 48 истребителей Су-35. Это будет крупнейшей сделкой в постсоветской истории ВВС».
Плюс ожидается подписание твердого контракта «Атланта Союза» с ИФК на 30–35 самолетов АН-148 воронежской сборки и порядка 15 пассажирских самолетов Ту-204СМ. «Это из того, что известно. Все остальное будут маленькие и большие приятные неожиданности», – говорит Пантелеев.
«Общее финансирование федерального бюджета выросло по отношению к 2004 году в 2008 году более чем в 10 раз, а в 2009 году – более чем в 20 раз с учетом мер антикризисного характера», – говорит…
Впрочем, в ОАК считают, что «твердые» контракты на выставке отнюдь не самое главное. Важно, чтобы МАКС стал удобный площадкой для переговоров, в том числе и на будущее, говорят авиастроители. Виктор Христенко подтверждает: «Никакого отклонения от принятой стратегии не будет, незыблемой остается целевая установка – достижение доли рынка продаж магистральных и тяжелых региональных самолетов в 5% к 2015 году и 10% к 2025 году».
Что касается зрелищной части программы МАКС, то, как и раньше, на выставке запланированы эффектные полеты российских «Стрижей», прилетят Patrouille de France и итальянская Frecce Tricolori. Только вот летать они будут уже не так часто, как раньше. «Подается это под соусом того, что, мол, много шума будет и это мешает тем, кто на МАКС приехал делать бизнес, – говорит Пухов из ЦСТ. – Но во многом сокращение полетов связанно с расходами.
Участие пилотажных групп – это довольно большие деньги. Минобороны сейчас не готовы к тратам».
Уже есть нарекания и от участников салона. «Стоимость участия в этом году стала дороже», – говорят они.
Источник: Газета.ru